МОУ "Бурхунская СОШ"
село Бурхун
  • Школьная медиация

    Служба школьной медиации

    «Популяризация правовой грамотности среди детей и подростков посредством информационных технологий»

           Дети — это особая группа населения, тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические, изменения в обществе. В связи с этим очень важно, чтобы не только взрослые знали о правах детей, но и главное, чтобы сами дети знали свои права. Ведь знание своих прав и умение их реализовывать помогает стать человеку более успешным в жизни, формировать ответственное поведение.

         Детей и подростков принято считать едва ли не главными специалистами в области информационных технологий – ведь они, в отличие от большинства родителей, появились на свет уже в новую эру, насыщенную гаджетами и чудесами техники. В современном обществе, владение компьютером является необходимым умением для каждого. Большинство опрошенных детей считают себя уверенными пользователями интернета.

             Сегодня основным источником получения информации по праву является интернет, ввиду своей доступности, популярности и простоты. Обычным явлением для несовершеннолетних становиться посещение разных порталов государственных и не государственных услуг. Например, известный всем портал «Госуслуги» дает широкий спектр услуг: получение документов, выписок, запись в медицинские учреждения и прочее.

         Таким образом, использование компьютерных технологий, как основа развития информационного общества, приобретает особую роль в повышении уровня правосознания детей и подростков.

         В последние годы стали происходить существенные изменения в отечественном образовании. Благодаря цифровизации образовательной среды у обучающегося появилась возможность формировать свою индивидуальную образовательную траекторию, свободно выбирать наставника из многочисленного числа педагогов и электронные образовательные ресурсы, которые становятся общедоступными, уже с 1 класса школы. Обучающиеся оказались вовлеченными в процессы автоматизации, игрофикации и цифровизации вне зависимости от места своего пребывания.

        Молодой человек как участник образовательного процесса в рамках использования дистанционных технологий стал генерировать в среднем от 500 мегабайт данных в день, таким образом, оставляя в цифровом пространстве большой информационный след.

      По обоснованным прогнозам специалистов в области образования к 2030 г. обучаемым не нужно будет тратить время на специальное (предметное) образование. По мере необходимости каждый будет подключен в режиме реального времени к информационной системе, где и получит требуемые знания и умения.

       К позитивным результатам цифровизации образовательных отношений следует отнести формирование у обучаемых новых компетенций, обучение  информационной культуре. Например, дети приобретают  умения осуществлять поиск необходимой информации из электронных сервисов, производить её отбор, определять достоверность, применять её в своей деятельности.  Они получают права на доступ к персональным данным и их защите, на конфиденциальность и анонимность персональной информации. Они учатся пользоваться авторскими правами (создание и распространение фото, видео, подкастов, лонгридов (большое количество текста, разбитого на части с помощью мультимедийных элементов: фото, видео, инфографика и т.д.)).

       Знакомство детей и подростков с правом в основном происходит в процессе изучения ими предметов правовой направленности (обществознание, право и др.), а также при участии в различных правопросветительских и правовоспитательных мероприятиях.

       Следует признать тот факт, что правовое обучение современных несовершеннолетних, которых называют «цифровые дети», должно быть иным, нежели существует сейчас, что предполагает развитие педагогической юриспруденции информационного пространства.

    Правовое обучение в киберпространстве должно строиться так, чтобы у несовершеннолетнего:

     - формировались способности принимать решения и действовать в постоянно изменяющихся условиях социально-правовой жизни общества;

    - формировались навыки проверки полученной правовой информации и способности к суждению;

    - применение правового опыта на основе усвоения прав и обязанностей к конкретным ситуациям.

    Для реализации этой идеи необходимо выбрать такие методы работы с детьми, которые:

    1) Позволят переживать конкретные  ситуации из их жизни в реализации своих прав.

    2) Заставят детей задуматься над проблемами взаимоотношений между собой, а также между гражданами и государством.

    3) Позволят формулировать свое собственное мнение и свободно его высказывать.   

    4) Научат общаться друг с другом, решать конфликты, возникающие вследствие противоречий между правами и интересами людей в обществе.

        Формирование правовой культуры и правовой воспитанности личности представляет собой двойственный процесс: накопление правовых знаний и превращение этой накопленной информации в личные убеждения.                                                                           В числе основных обучающих методов, формирующих правовую компетентность детей и подростков в цифровой среде, должны присутствовать игровые формы.  Игровое обучение в современном образовании представлено разнообразными формами развлечения (без принуждения).

     Процессы геймификации (процесс включения игровых элементов в обучении) методов обучения праву, вовлекающие несовершеннолетнего в электронную образовательную среду, будут включать детей в проживание процессов и явлений виртуальной правовой жизни, и формировать у них на первом этапе виртуально-игровой уровень правосознания. Сначала формируются грубые оценки правовой информации (полезно – вредно, опасно – безопасно).  С взрослением несовершеннолетнего, игровой уровень должен заменяться другими уровнями правового сознания, за счет развития самосознания и самоуправления.

        Заметную роль в структуре правосознания несовершеннолетних играют настроения и чувства. Результативность восприятия правовой информации достигается именно с опорой на положительные эмоции несовершеннолетних. Социальное поощрение и справедливая оценка достигнутого, преодоление трудностей при разрешении правовой проблемы создают у  ребенка уверенность в собственных силах и оптимистическое настроение. Дети в игре проживают чувства (раскаяние, осуждение, вина, законность и др.) при получении правовой информации, что облегчает усвоение знаний.

       Правовую психологию несовершеннолетнего не следует сводить только к чувствам, настроениям и переживаниям. Она включает в себя и идеи, мысли, которые несовершеннолетний рассматривает с позиции идеологического, правового оформления и научного обоснования.

       Подачу правовой информации необходимо осуществлять с учетом возрастных особенностей детей.

        Таким образом, современные дети «встраиваются» в жизнь в условиях цифровизации общественных отношений и правоотношений, они адаптируются к новым видам одновременного существования в обычной и электронной среде, где приоритет смещается в сторону бесконтактных взаимоотношений.

       Информационное общество создает условия для вовлечения большого количества  людей в цифровую деятельность, неизбежно изменяется система ценностей. Наступающая эпоха «больших данных» (Bigdata) предлагает потребителю подачу информации в огромных объёмах (потока информации).

         Татьяна Владимировна Черниговская (Советская и российская учёная в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических, филологических наук, член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель высшего образования и науки РФ)   характеризует современный цифровой мир признаками текучести, прозрачности, нестабильности, сверхбыстрости и указывает на формирование автономности его жизни.

         Она говорит «Такого ещё не было. Это совершенно новый мир. И этот новый мир опасен. Я бы даже сказала, что, может быть, больше стоило бояться не восстания машин, о чём написано тонны литературы… непонятна граница между реальным и виртуальным. И исчезают смыслы совсем. Как бы непонятно, что в этом мире делать. Непонятно, есть ли личность всё ещё, насколько эта личность реальна, потому что личности есть виртуальные, их тысячи тысяч».

       Исследуя с философской точки зрения особенности реальности современного общества, Николай Сергеевич Рыбаков (Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор философских наук, профессор.  Спец. по онтологии, теории познания) выражает схожую позицию и полагает, что «Наступает эпоха тотальных фальсификаций, двойников, симуляций и имитаций, где стираются грани между подлинным и неподлинным.

        Разворачиваются тотальная торговля впечатлениями, массовое продуцирование эмоций и впечатлений не при помощи алкоголя и наркотиков, а через легальную виртуализацию восприятий, перемещение в виртуальное пространство – для этого достаточно надеть соответствующие очки». Особую озабоченность автора и его исследовательский интерес вызывает возникновение сращенной (смешанной) реальности, которую люди начинают воспринимать как норму жизни.

        Многочисленные «информационные подделки» порождают недоверие к любой поступающей информации, а потребности социального развития диктуют необходимость учиться ориентироваться, разбираться и обращаться с информацией. В связи с огромным объемом и скоростью растущего потока информации для несовершеннолетних актуальным становится формирование навыков верификации (достоверности) получаемой информации.

       Исследователи-социологи определяют современную эпоху развития общества эпохой разобщенности, создающее колоссальный разрыв между социумом прошлым и будущим.

         Содержание и структура формирования правовой культуры несовершеннолетних, использующих киберпространство, требует в всестороннего изучения.

       Между тем, вне зависимости от изменений, происходящих в социально-правовой сфере в связи с цифровизацией, государство и общество ожидают от несовершеннолетних прогрессивно-правового развития и правосообразного поведения.

        В настоящее время параллельно с развитием и подачи правовой информации через информационные технологии (театр-студии права, он-лайн эстафеты, веб-советы, телемосты, квесты по правовой тематики, флеш-мобы, кейсы-интеракториумы, референдумы обучающихся и др.), используются и устоявшиеся на протяжении многих лет формы и методы  правового просвещения обучающихся: правовые марафоны и акции, образовательные форумы и фестивали, олимпиады и конкурсы, конференции, лектории и тематические встречи с работниками учреждений межведомственного взаимодействия, деловые игры и викторины, мультимедийные часы, экскурсии, научно-исследовательские кружки.

       Успешность деятельности по правовому просвещению зависит от открытости, доступности, достоверности контента информационного пространства в сети Интернет. С этой целью правовая информация для различных целевых групп размещается на специальных сайтах региональных министерств (департаментов, управлений), например:

    - общего и профессионального образования;

     - уполномоченных по правам ребенка и правам человека;

     - институтов повышения квалификации работников образования;

    - социальной защиты населения, материнства и детства;

    - внутренних дел, юстиции, а также прокуратуры и следственных комитетов;

    - комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    - образовательных организаций, в т.ч. дополнительного образования.

       Контент, размещенный на данных ресурсах, представлен федеральными и региональными нормативно-правовыми актами, программами, методическими рекомендациями, памятками, информацией о проводимых в регионе/муниципальном образовании мероприятиях правового характера, онлайн опросниками и консультациями специалистов, площадками для он-лайн трансляций и видеоконференций, контактной и другой информацией.

          Большую роль в решении задач правового просвещения и правового воспитания подрастающего поколения играет система образования. На образовательные организации возложена не только задача обучения – велика их роль в воспитании личности, сочетающей в себе следование принципам морали, духовное и культурное богатство и законопослушность.   Образовательные организации являются центрами воспитательной работы, поскольку в них работают люди с педагогическим образованием, а целевая аудитория – дети и подростки – принципиально доступна для воспитательного воздействия.

       Мероприятия по повышению правовой культуры, правовому просвещению всех участников образовательного процесса, профилактике правонарушений несовершеннолетних реализуются согласно различным подпрограммам, включенным в программу развития образования.

        Разработаны и изданы различные учебные, методические пособия, по правовому просвещению в программах дополнительного профессионального образования,  повышения квалификации педагогических работников. Авторами изданий являются специалисты институтов развития образования, вузов с юридическими кафедрами, региональных избирательных комиссий, правовых департаментов.

       Правовую культуру несовершеннолетнего следует рассматривать через призму его жизнедеятельности. Ведь каков ребенок в проявлении свойств своего правосознания, такова и правовая культура несовершеннолетних как социально-демографической группы общества.

      Поэтому процесс формирования правовой культуры детей и подростков в цифровом пространстве не может быть хаотичным. Образовательное правовое киберпространство должно обеспечивать усвоение несовершеннолетними содержания правовых предписаний, ценностное восприятие права и правосообразное поведение.

    Уважаемые родители, обучающиеся, педагоги!

    В школе работает Служба школьной медиации (примирения)

    Служба школьной медиации это:

    • Разрешение конфликтов силами самой школы.
    • Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
    • Профилактика школьной дезадаптации.

    Зачем нужна медиация школе?

    Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, обучающихся. В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации. Служба школьной медиации предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.

    Задача Службы школьной медиации

    Безопасность в школе – это уверенность, спокойствие, отсутствие страха, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших обучающихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми.

    Сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.

    Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.

    Школьная медиация создает основу для формирования безопасного пространства в школе.

    Служба школьной медиации работает на основании действующего законодательства и Положения о Службе школьной медиации.

    Зачем медиация нужна родителям?

    Медиация позволяет разрешить конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, корректировать поведение тех, кто находится в ситуации конфликта. Кроме того медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми и взрослыми.

    Зачем медиация нужна детям?

    Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития. Но необходимо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная  палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более серьезных последствий.

    В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где стороны могут прийти к соглашению о примирении, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

    Изображения.

    Если вы:

    • Поругались или подрались
    • У вас что-то украли, вас побили   и вы знаете  обидчика
    • Если вас  обижают в классе  и т.д.

    Вы МОЖЕТЕ обратиться  к специалистам  службЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

    • Дубко Надежде Викторовне-заместителю директора по ВР, куратору Службы
    • Бардовой Надежде Васильевне- педагогу-психологу
    • Агейкиной Валентине Михайловне- социальному педагогу
    • Портновой Ольге Сергеевне-советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями

    Работа Службы  направлена на помощь ученикам школы  в мирном разрешении конфликтов. Программы примирения могут проводиться службой только при добровольном участии  всех сторон  конфликта.  Это альтернативный путь разрешения  конфликта.

              Люди, ведущие примирительную встречу  не будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать.  Их задача –  помочь вам самим  спокойно разрешить свой конфликт. То есть главными участниками встречи будете вы сами.

    Условия, при которых ситуация  конфликтная может  быть рассмотрена службой:

      1. Стороны признают свое участие в конфликте или криминальной ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить;
      2. Сторонам больше 10 лет.
      3. Стороны не употребляют наркотические вещества  и психически здоровы (поскольку в противном случае они не могут брать на себя ответственность за свои поступки);
      4. Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, совет по профилактике,  обсуждение на классном часе и т.п.).
      5. Если в конфликте участвуют учителя или родители, на встрече  возможно  присутствие взрослого ведущего.

    После  вашего обращения в Службу,  с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения  к случившемуся и желания участвовать во встрече.

    В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие  вопросы:

    • каковы последствия ситуации для обеих сторон; 
    • каким образом разрешить ситуацию;
    • как сделать, чтобы этого не повторилось.

    При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.

    На встрече   выполняются следующие правила        

    1. Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
    2. На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений
    3. Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
    4. Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы

    Федеральные документы

    Методические рекомендации по организации служб школьной медиации от 18.11.2013 № ВК - 844/07

    Локальные документы

    ПРИКАЗ от 30.08.2023 г. № 45/3-д Об утверждении положения и службы школьной медиации (примирения) 

    ПРИКАЗ от 30.08.2023 г. № 45/4-д  О создании службы школьной медиации (примирения) на 2023-2024 уч. г.

    План работы Службы школьной медиации на 2023-2024 учебный год

    Положение  о Службе школьной медиации (примирения) 

    ЖУРНАЛ УЧЕТА ОБРАЩЕНИЙ В ШКОЛЬНУЮ СЛУЖБУ МЕДИАЦИИ

    Примирительный договор

    Протокол  индивидуальной  встречи со стороной № ___

    Протокол совместной встречи  сторон №__

    СОГЛАШЕНИЕ о проведении примирительной процедуры 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике